Культурно-познавательный туризм

Академический русский театр им. Е. Вахтангова

Драмы, комедии, сказки, библейские истории и даже «скандал в одном действии без антракта» — Русский театр Владикавказа ставит и классиков, и современных авторов. Здесь не боятся экспериментировать: строят на сцене автотрассы или выкатывают офисные кресла. И при этом всегда придерживаются театральной традиции, «интеллигентной игры», как говорят зрители. Не забывают свою историю, в которой звучали и звучат громкие имена.

«…Владикавказский театр, столь нетерпеливо ожидаемый публикой, открыт, наконец, со вчерашнего числа, и в этот же день давалось первое представление, на котором игрались «Маскарад» Лермонтова и водевили «Жених из долгового отделения» и «Жена всему вина», — писала 16 апреля 1871 года газета «Терские ведомости». Но это еще не был театр в современном понимании: с администрацией, постоянной труппой, профессиональными актерами. Здание принадлежало городской управе, которая сдавала сцену в аренду различным гастролерам и владикавказским любителям искусства. 

Храм Мельпомены рассматривался тогда как место, где будет звучать литературная русская речь, что поможет «скорейшей ассимиляции инородцев», как помещение для встреч военного начальства с подчиненными, как альтернатива «не очень приличным формам офицерского досуга» это формулировки из прошения об открытии театра на имя наместника Кавказа. И уже в конце 70-х годов XIX века современники отмечали, что спектакли «решительно вошли в моду». Большим успехом пользовались гастроли Варшавского театра, малороссийских, грузинских, цыганских трупп, приезжали даже артисты из Токио. Публика собиралась на бенефисы столичных профессиональных актеров: Давыдова, Варламова, Оpленева, братьев Адельгейм, Савиной, Ленского, Сумбатова-Южина и других.

Посещать спектакли могла только городская элита билеты были дороги. В Городской думе даже обсуждали вопрос, не выделить ли средства из бюджета для малоимущих зрителей, но это предложение не нашло отклика властей. Правда, театр все же начал давать представления для бедной публики, для студентов. Антрепренер Никулин поставил «Бедность не порок», «Князь Серебряный», «На бойком месте», «Ревизор» с платой за вход в несколько копеек. Такие же «народные» спектакли ставил и Иван Ростовцев. Для учащихся бесплатные пьесы из русской классики. «Желающих попасть на спектакли было так много, что их разгоняла полиция», — писали газеты.

В то же время в репертуаре выделялись постановки «только для интеллигенции», например комедия Мольера «Тартюф». Выступала на владикавказской сцене княжна Елена Тарханова в спектакле «Травиата». Декоратором в театре работал осетинский поэт и художник Коста Хетагуров. Он оформил постановки оперетт «Цыганский барон» и «Хаджи-Мурат», феерии «Дети капитана Гранта». Интересные декорации тропический лес, змеиная пещера, праздник чародеев понравились зрителям, после премьеры художника трижды вызывали на сцену и аплодировали его таланту. Здесь же Коста Хетагуров пробует себя и в роли актера.

Русский театр всколыхнул культурную жизнь Владикавказа. Горожане стали организовывать театральные кружки, ставить домашние спектакли. Появились армянские, грузинские, еврейские и, конечно, осетинские труппы. В 1912 году в постановке осетинской пьесы «Дети гор» участвует Евгений Вахтангов, тогда еще начинающий актер. Начинающий наперекор всему. Фамилия Вахтангов гремела во Владикавказе.

Преуспевающий промышленник Багратион Вахтангов, отец будущего режиссера, видел в сыне продолжателя своего дела, а никак не «лицедея и комедианта». И когда «…на одной стороне улицы прохожие видели солидную вывеску «Табачная фабрика Б.С. Вахтангова. Существует с 1869 года», а на противоположной стороне театральную афишу спектакля с участием… г-на Вахтангова, он был взбешен и кричал, что сын позорит его имя, пишет в своих воспоминаниях жена режиссера Надежда Вахтангова. Сам Багратион Сергеевич никогда в театр не ходил. А мать если и бывала в театре, то тайком от отца. Она сидела где-нибудь в задних рядах, кутаясь в испанскую шаль и стараясь быть неузнанной…».

Во Владикавказе Евгений Вахтангов ставит «Дядю Ваню» Чехова, «У врат царства» Гамсуна, «Сильные и слабые» Тимковского, «Праздник мира» Гауптмана. Многие постановки были благотворительными, сборы шли в пользу студентов, учащихся приходских школ. В историко-этнологическом исследовании «Старый Владикавказ» читаем: «Иногда представления завершались осетинскими танцами, а со временем… спектакли стали сопровождаться декламацией стихотворений, лотереей-аллегри, «летучей» почтой, европейскими танцами и другими современными формами городской культуры».

Поворотной точкой Владикавказ стал в судьбе еще одного талантливого человека врача Михаила Булгакова. Именно здесь он становится писателем, заведует в 1920 году литературным отделом театра и пишет свои первые пьесы, четыре из них «Братья Турбины», «Сыновья муллы», «Парижские коммунары» и «Самооборона» поставлены на сцене. Булгаков читает лекции по литературе и искусству, борется с «Пролеткультом», отстаивая классическую литературу. Здесь писатель переживает и свою первую «газетную кампанию». «Неудачный лектор-дебютант, «душка» и выразитель мещанской обывательщины, маленький человечек, не пытающийся «вылезть» из буржуазной шкуры, рожденный ползать и не способный летать, господин с контрреволюционной «революционностью»…», — писали о Булгакове местные журналы. А в театре между тем ставили его пьесы. «Братья Турбины» четыре раза шли с треском успеха, писал Булгаков двоюродному брату Константину. Театр гремел, публика хлопала, кричала «Автора!».

«Может быть, мы потеряли великолепного врача, но приобрели гениального писателя», — говорит директор Русского академического театра имени Евгения Вахтангова, народный артист России, Владимир Уваров. И сегодня почти вся труппа театра занята в спектакле «Танго на закате» по произведению Михаила Булгакова «Зойкина квартира». Постановка создана по инициативе московского Театра им. Е. Вахтангова и с успехом шла в Москве. 

Сегодня Русский театр много гастролирует, гостеприимно принимает у себя столичных режиссеров и сценаристов, участвует в художественных экспериментах, например «Творческой лаборатории» Олега Лоевского. Как говорят в театре: «У нас такая история, которая располагает к творчеству, духовному общению и поиску».



 

Театр юного зрителя «Саби»

Первый спектакль для детей был показан 25 июня 1940 года, где играли такие известные актеры, как Е. Яндыкина, О. Терехова, В. Моргунов и Е. Евстигнеева-Киселева. Актеры не переставали радовать своих зрителей спектаклями и блестящей игрой, за что получили медаль «За доблестный труд». Театр Юного Зрителя принимал участия в многочисленных фестивалях, которые проводились в Болгарии, Венгрии, Польше и Чехословакии.

В 1980 году театр наградили Республиканской премией им. М. Камбердиева, которая была вручена за творчество и подготовку детей к эстетическому воспитанию. Сегодня коллектив театра юного зрителя «Саби» планирует не останавливаться на достигнутом и развиваться в том же направлении. Это необходимо, чтобы подрастающее поколение как можно больше узнало о культуре и искусстве. 

Труппа театра систематически организует малые гастроли по всей России и благотворительные мероприятия для детей военнослужащих, погибших в «горячих» точках, детских домов, больниц, интернатов.



Государственный конно-драматический теарт "Нарты"

«Нарты» - это первый и единственный конно-драматический театр, находящийся во Владикавказе. Театр принял первых посетителей в своих стенах в 1990 году. Конный театр «Нарты» - это удивительные представления с элементами хореографии, спорта, цирка и других видов искусства. В свое время театр создавался при поддержке Министерства культуры. Однако, так же была оказана поддержка меценатов. Один из них в дальнейшем стал первым директором театра. В 1996 году театр приобрел долгожданный статус — государственный. Первым спектаклем, который был поставлен на сцене конного театра, стал «Отверженный ангел». Данный спектакль получил самые высокие отметки критиков и даже заручился поддержкой Министерством культуры Республики Северная Осетия — Алания. С 2000 года театр перестает быть стационарным и начинает давать гастроли по самым крупным городам России. Актеры театра — это первоклассные каскадеры, которые снимались в нескольких художественных картинах. 

Каскадеры-наездники из театра снимались в ленте «Война», поставленной режиссером Алексеем Балабановым. В 2002 году его коллега, Сергей Бодров-младший, пригласил артистов поучаствовать в съемках печально знаменитой картины «Связной», которая так и не вышла на экраны. Во время этих съемок с горы сошел ледник, погибли почти все кинематографисты. К несчастью, среди погибших оказались и актеры из театра «Нарты».

Выпускник Щукинского училища Асланбек Галаов стал новым режиссером театра в 2009 году. 


 

Трамвай-кинотеатр "Вечерний киноэкпресс"

Первый в России и Европе трамвай-кинотеатр «Вечерний киноэкпресс» открылся во Владикавказе в декабре 2016 года. Ретро трамвай курсирует по исторической части города до тех пор, пока не завершится показ фильма. 

Передвижной кинотеатр оборудован большим экраном, современной аудиосистемой и мини-баром. Кинорепертуар определяют сами гости, для  этого необходимо заранее собрать группу и заказать билеты.


 

 Государственный театр оперы и балета РСО-Алания

Государственный театр оперы и балета РСО-Алания во Владикавказе имеет статус «Национального достояния Республики Северная Осетия-Алания».

Как оперно-балетный театр открылся 18 апреля 1972 года оперой Вано Мурадели «Великая дружба». Открыт в здании Северо-Осетинского музыкально-драматического театра (основан в 1958 году). Труппа была создана из оперной труппы театра и оперного ансамбля филармонии. Первым директором и художественным руководителем стал оперный режиссер, Народный артист РСФСР Юрий Леков. 

На сцене театра были поставлены оперы «Отелло», «Аида», «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата» Верди; «Чио-Чио-сан» и «Тоска» Пуччини; «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского; «Фауст» Ш. Гуно, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, оперы советских авторов «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова, «Укрощение строптивой» В. Шебалина. Также ставились осетинские национальные оперы и балеты. Это оперы Христофора Плиева «Коста» и «Фатима», Ильи Габараева «Азау», «Оллана», «Бонварнон»; Дудара Хаханова «Ханты цагъд», «Огни в горах», Резвана Цорионти «Поляна влюбленных», балет Дудара Хаханова «Хетаг» (на сюжет К. Хетагурова); 16 национальных оперетт и один мюзикл.

В разные годы в театре работали режиссеры Юрий Леков, Маирбек Цихиев, Зарифа Бритаева, Владимир Канделаки, Исай Фаликов, дирижеры Валерий Гергиев, Павел Панасян, Анатолий Брискин, художники Юрий Федоров, Николай Котов, Николай Левчук, балетмейстеры Галина Шаховская, Юрий Мячин, Анатолий Голышев, Виктор Пашкевич. 

В 1960 и 1974 годах театр участвовал в Декаде литературы и искусства Северной Осетии в Москве с оперой Христофора Плиева «Коста» (поставлена в Большом театре (1960) и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко (1974). 

С 2005 года в театре проходит Всероссийский фестиваль музыкального искусства «В гостях у Ларисы Гергиевой». 

В 2012 году Североосетинский театр оперы и балета признан достоянием республики, и ему присвоено звание Национального.